Российское издание «Коммерсант» сообщает на своих страницах о том, что МФО используют новые приемы для обхода одного из базовых требований ФЗ «О коллекторах» – не тревожить заемщиков-должников ночью. Микрофинансовые организации информируют заемщиков о новых предложениях и услугах, включая в данные сообщения информацию о необходимости расплатиться по долгам.
В принципе ночные сообщения клиенту-должнику под видом рекламы законодательно не запрещены, однако Банк России уже наложил взыскание за подобные действия МФО «Домашние деньги». В ответ на это микрофинансовая организация направила в столичный Арбитражный суд заявление, в котором содержится требование признать действия Центробанка незаконными.
В руководстве МФО «Домашние деньги» отметили, что заявлением, направленным в судебные органы, оспаривается решение Волго-Вятского Главного управления Центробанка РФ по Пензенской области от 26.12.2016, согласно которому финорганизации был установлен штраф в 50000 руб. за отправку клиенту МФО сообщений, выходящих за временные рамки, установленные федеральным законом для взаимодействия. Однако в фирме не согласны с решением регулятора, так как считают, что действовали в рамках российского законодательства, поскольку «взаимодействие выполнялось не с целью получения долга, а с целью рекламы новых предложений и услуг». А связь с клиентом в ночной период в МФО разъясняют «техническими особенностями передачи MMS».
В российском регуляторе банковской деятельности уведомили о том, что подобные нарушения фактически стали массовыми. От россиян поступает в Центробанк большое количество жалоб на микрофинансовые организации, совершающие действия, которые направлены на взыскание долга по договорам микрокредитов. Среди этих сигналов много таких, в которых граждане жалуются на звонки и SMS в ночное время. Так, в минувшем году в ЦБ поступило около 5000 жалоб по данной тематике, а за два первых месяца текущего года таких оказалось более 800. В том случае если в действиях микрофинансовой организации присутствуют признаки нарушения ФЗ «О коллекторах», документы направляются в ФССП.
Эксперты говорят о том, что о новом способе воздействия на клиента-должника, а именно требовании погашения задолженности под видом рекламных предложений, на данном сегменте рынка знают уже достаточно давно. Однако при этом следует учитывать одно немаловажное обстоятельство – заемщик обычно при получении микрозайма сам дает согласие и на получение новых рекламных предложений.
Согласно информации МФО «Домашние деньги», по результатам работы за минувший год чистая прибыль финорганизации по российским стандартам бухучета достигла 40 миллионов руб.